Номинация: Воспитание в игре
Город: Партизанск
Место работы: Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Специализация: Воспитатель
Должность: Воспитатель
Период работы: с 1950 по 2016
Характеристика:
Игра-викторина по произведениям К.И. Чуковского «Весёлая поэзия, любимая детьми» (для детей дошкольного возраста)
Условия, необходимые для реализации мероприятия
Мероприятие проводится в групповом помещении.
Материалы и оборудование:
Портрет К. И Чуковского; иллюстрации к произведениям К. И Чуковского; детские рисунки по произведениям К. И Чуковского; ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведений; корзина с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калоша, шоколадка, книжки); карточки с изображением посуды; карточки с разрезной посудой.
Цели мероприятия:
1.Уточнить и обобщить представления детей о творчестве К.И.Чуковского.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Развивать мышление, речь, воображение, память.
4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Задачи проведения мероприятия:
1. Формировать у детей чувства любви к русским писателям.
2. Знакомить детей с таким видом игры, как «Викторина».
3. Способствовать развитию у детей чувства юмора, определение настроения, выраженное в сказке, стихотворении.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к книжкам и друг к другу.
5. Показать, что в командной работе для достижения результата необходимо проявлять взаимопомощь, проявлять уважение к сверстникам, умение реактивно мыслить и отстаивать свою точку зрения.
Предварительная работа:
Чтение произведений К. Чуковского. Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям. Рисование героев сказок Чуковского, оформление выставки в группе. Выставка книг в группе.
Ход занятия
Воспитатель: Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на викторине, посвященной жизни и творчеству, а кому вы сейчас мне сами расскажете, посмотрите внимательно. Кто изображён на портрете.
Дети: Корней Иванович Чуковский.
Воспитатель: Какой ласковый и веселый у него взгляд. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» – по имени, «дедушка Чуковский» – по фамилии. Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. И получалось так здорово, что не только его сынок, а все дети полюбили эти сказки.
Воспитатель: Мы давно знакомы с творчеством К.И Чуковского и знаем много его сказок, стихотворений, рассказов. Сегодня на нашей викторине мы вспомним всё то, что мы узнали раньше. А какие сказки дедушки Чуковского вы знаете?
Ответы детей: «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище», «Путаница», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Бармалей», «Чудо-дерево»,»Крокодил», «Мойдодыр».
Воспитатель: Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г. У нас этот день отмечают как День юмора и смеха. Наверно все его стихи такие веселые, 2 апреля отмечают День детской книги.
Воспитатель: Ребята, кто помнит как называется самая первая сказка, который написал Чуковский и для кого он её написал?
Ответ детей: Сыну.
Воспитатель: Да, его маленькому сыну в поезде стало плохо и чтобы его утешить, Корней Иванович придумал и рассказал ему сказку «Крокодил». Мальчик заслушался и перестал плакать.
Конкурс №1: «Из какой сказки предмет»?
Воспитатель: Сейчас мы разделимся на две команды, девочек и мальчиков узнаем, кто лучше помнит сказки. В моей корзинке лежат предметы из разных сказок Чуковского, их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4.Блюдце (А за ними блюдца);
5. Термометр (И ставит им градусник);
6. Сито (Скачет сито по полям);
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? «);
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла);
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку);
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил);
11. Книжки (Пришлите, пожалуйста, книжки);
Конкурс №2 «Доскажи словечко»
Воспитатель читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.
Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа» (из болота тащить бегемота) «Телефон»,
2. «Всех излечит, исцелит » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»,
3. «Ехали медведи на велосипеде » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»,
4. «И сейчас же брюки, брюки « (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»,
5. «Только заинька был паинька » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»,
6. «Скачет сито по полям » (а корыто по лугам) «Федорино горе».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте послушаем отрывок из стихотворения:
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Кто догадался, из какой сказки я прочла отрывок? (“Федорино горе”). Кто его автор? (Корней Чуковский).
Воспитатель (показывает на картинку изображением Федоры): А вот и Федора сидит.
1. Кто помнит, что же с ней случилось? (от неё убежала посуда)
2. Почему убежала? (была грязной)
3. Посмотрите на Федору. Какая она? (неопрятная, неряшливая, грязная)
4. Кого мы называем грязнулями?
5. Почему так важно умываться, содержать в чистоте дом, вещи, которые в нём находятся?
6. Какая посуда ушла от Федоры? Назовите.
7. Что нужно сделать Федоре, чтобы посуда к ней вернулась?
Воспитатель: Давайте мы поможем Федоре, отыщем посуду.
Физкультминутка: “И они побежали лесочком, поскакали по пням и по кочкам…”
В разных углах групповой комнаты размещены картинки с изображением посуды.
Воспитатель: А вот и посуда. Давайте мы её соберём и вернём Федоре. (Дети собирают развешанные на стене карточки с посудой, называют её).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот здесь у нас посуда разбитая. Послушайте, как Чуковский об этом говорит:
А за ними блюдца, блюдца,
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся –
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы – дзынь! – натыкаются,
И стаканы – дзынь! – разбиваются.
Игра соревнование: «Собери посуду» (разрезные картинки).
Воспитатель: Половинки разбитой посуды я вам раздаю, а вторую половину нужно отыскать на столе. (Дети подбирают вторую половину посуды).
Воспитатель: Обрадовалась Федора, что мы ей помогли. И что же она сказала?
Ответ детей:
“Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой”.
Конкурс №3 «Кто есть кто?»
Воспитатель: Ребята, скажите, каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
- Айболит — (доктор)
- Бармалей — (разбойник)
- Федора — (бабушка)
- Каракула — (акула)
- Мойдодыр — (умывальник)
- Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
- Цокотуха — (муха)
- Рыжий, усатый великан — (таракан)
Воспитатель: Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, «Всегда, — писал он, — где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!»
Конкурс №4 «Ромашка«
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю.
Воспитатель читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки. 1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота — залог здоровья! «(«Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление — попытка убийства? («Муха — Цокотуха»),
6. Что просили животные в стихотворении — сказке «Телефон»: (Слон — шоколад, Газели — карусели, Мартышки — книжки, Крокодил — калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
Конкурс №5 «Загадки»
Воспитатель: Ребята, а в этом конкурсе вы должны называть героев сказок, отрывки которых я прочту:
Пошла муха на базар и купила самовар («Муха — цокотуха»),
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки («Чудо — дерево»),
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно («Краденое солнце»),
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет («Федорино горе»),
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять! («Бармалей»),
Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада! («Телефон»),
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова. («Айболит»),
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался. («Тараканище»),
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой. («Мойдодыр»),
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли («Путаница»).
Подвижная игра «Чья команда быстрее?»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Пусть каждый возьмет картинку со сказочным героем, а по сигналу нужно встать в круг, где находится книга с той сказкой, откуда этот герой.
(Проводится игра)
Воспитатель: Вот и подходит наша викторина к концу. Давайте закончим его словами благодарности этому замечательному детскому поэту.
Воспитатель: Ребята! Я вами очень довольна! Какие вы все молодцы! Как хорошо вы запомнили К.И. Чуковского и его чудесные, изумительные сказки! Вам понравилась викторина? А мне понравилась ещё больше! Поэтому сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма по сказке Корнея Чуковского.
Подведение итогов и награждение победителей
Анализ мероприятия
Я считаю, что чем интересней проходит занятие, чем больше дети вовлекаются в игру, тем больше знаний и умений усваивается ими. Поэтому я показала нетрадиционную форму занятия с детьми в форме игры-викторины. Это своеобразное закрепление тех знаний и умений, которыми уже владеет ребенок.
Тема и задачи мероприятия соответствуют уровню умственно-психического развития детей. В ходе игры прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Все части занятия логичны и последовательны, связаны друг с другом единым игровым сюжетом.
Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности, применению накопительного опыта.
В каждом моменте занятия использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление — все это способствовало эффективности занятия, повышение познавательной и мыслительной деятельности.
Вводная часть занятия предполагала организацию детей, переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, созданию эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Основная часть строилась, в основном, на использовании всех групп методов: игровом, наглядном, словесном, практическом, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны. Смена видов деятельности способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего мероприятия. С целью снятия напряжения, повышения работоспособности, а также активизации детей была организована физкультминутка.
В заключительной части я подвела итог мероприятия, используя метод анализа успешности выполнения заданий. По итогам проведенного мероприятия я сделала следующие выводы:
Дети узнали настоящее имя Корнея Ивановича Чуковского, его биографию, узнали по какой причине он начал писать. Узнают и называют автора и названия его произведений по иллюстрациям, по строкам из текста, по описанию сюжета.
Дети охотно отгадывали загадки о любимом герое, им нравятся игры- викторины. Это вызывает у ребят азарт, конечно же, проявляется интерес к деятельности. Игровая деятельность вызвала интерес у детей, они были активны во время проведения мероприятия.
Я считаю, что мероприятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере. Во время его проведения мне удалось достичь воспитательных и образовательных целей через реализацию поставленных задач.