Город: посёлок Сибирцево
Место работы: Детский сад №30
Специализация: Воспитатель
Должность: Воспитатель
Период работы: с 2013 по 2016
Характеристика: Хочется выразить свою благодарность Корастелевой Оксане Викторовне! Мы ходим в ваш сад уже третий год и благодаря чуткому пониманию, огромной работе, проведенной с моим ребенком, заметны большие успехи в развитии. Большое, человеческое спасибо, вам, Оксана Викторовна, что не спите ночами, придумывая новые занятия для детей! Что каждый день, находите индивидуальный подход к нашим детям! Что дарите радость и дает что-то новое детям! Что каждый день преодолеваете тысячи трудностей с нашими детьми и радуетесь вместе с нами, родителями, успехам детишек! Спасибо Вам! И низкий поклон за ваше терпение, понимание и поддержку!
«Доброта и милосердие, как развить эти качества в детях»
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого.
Проблема нравственного воспитания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет. Во все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям. Эти качества провозглашались как особо ценностные категории в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского др.
В период после Октябрьской революции в России теория нравственного воспитания подверглась существенной переработке, в результате была отвергнута идея вечной и неизменной нравственности, подчеркивался классовый характер нравственности. В результате в течение многих десятилетий в воспитательном процессе отдавалось предпочтение идейно-политическому воспитанию в ущерб нравственному, но лучшие педагоги в своей деятельности исходили, прежде всего, из воспитания глубоко нравственных качеств личности. Так, на необходимость воспитания в детях нравственных качеств и нравственного поведения обращали внимание А. С. Макаренко, уделявший особое внимание формированию нравственных отношений в детском коллективе, В. А. Сухомлинский, показавший тесную связь нравственного воспитания с развитием эмоциональной сферы ребенка, его умением переживать, радоваться за других, воплотивший свои взгляды в практической деятельности, Ш. А. Амонашвили, обративший особое внимание на влияние взаимоотношений педагога и детей, родителей и детей на процесс нравственного воспитания, и другие.
Проблема нравственного воспитания сегодня приобретает особую актуальность. Недооценка воспитания нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Все чаще наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми, что делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.
В моей группе было проведено исследование с целью выявления уровня представлений дошкольников о таких нравственных качеств «доброта», «милосердие», «культура поведения». Обследовались дети подготовительной к школе группе в количестве 20 человек. В ходе исследования нами использовался метод проблемных ситуаций. Детям были предложены игровые ситуации, в которых необходимо было сделать нравственный выбор. Ситуации включали в себя следующее:
1 ситуация. Исследование проявления милосердия.
Дети играют во дворе. Вдруг один из них упал и сильно ушибся. От боли он заплакал.
2 ситуация. Исследование проявления доброты.
На занятии Маша рисовала дерево. Вдруг у нее сломался зеленый карандаш. Она расстроена. Говорит своему товарищу: «Я сильно нажимала и сломала карандаш»
3 ситуация. Исследование культуры поведения.
Мальчик (девочка) возвращается домой из детского сада. Навстречу ему идет другой мальчик, нечаянно задевает его и говорит: «Извини!»
Дети выбирали различные варианты поведения в данных ситуациях. Одни из них, показавшие высокий уровень нравственных представлений, в ситуации «милосердие» прекращали игру, успокаивали товарища, оказывали первую помощь; в ситуации «Доброта» сочувствовали Маше и предлагали свой карандаш; в ситуации «Культура поведения» спокойно реагировали на произошедшее, отвечая: «Ничего страшного! », «Бывает! » и т. п. Другие – в первой ситуации проявляли сочувствие на словах («Ну как же ты так! », «Больно», «Не плачь» и т. д.) ; во второй ситуации предлагали обратиться за помощью воспитателю, в третьей ситуации высказывали неудовольствие: «Смотреть нужно! » и т. д.
Третьи – или не обращали внимания на своего товарища, попавшего в беду, смеялись над ним, дразнили; не проявляли сочувствия девочке, сломавший карандаш, («Нужно было не нажимать так сильно»), вступали в конфликт.
Анализ результатов исследования показал, что у детей в основном преобладает средний уровень сформированности добрых чувств, представлений, адекватного поведения, т. е. дети, понимали бедственное положение товарища, сочувствовали ему, но не выражали желания помочь делом. Полученные результаты утвердили нас в мысли, что необходима систематическая и целенаправленная работа по нравственному воспитанию дошкольников.
Нравственное воспитание детей – достаточно сложный процесс. С течением времени ребенок постепенно овладевает общепринятыми в обществе нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому так важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью мы используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений. Так, в беседе по рассказу Я. Сегеля «Как я был мамой», цель которой – вызвать у детей желание заботиться о малышах (накормить, позабавить, спеть песенку, помочь одеться) после чтения рассказа воспитатель предлагает детям подумать над вопросами:
• Чем вам понравился рассказ?
• Как вы думаете, за что Яшу могли поблагодарить родители маленького Саши?
• Как вы считаете – кормить маленького ребенка – это трудная работа? А что об этом говорит автор?
• Как Яша уговорил Сашу поесть? Как он создавал у него хорошее настроение?
• Как Яша укладывал спать малыша?
В заключении воспитатель говорит детям о том, что воспитательница младшей группы попросила прислать к ней помощников. На вопрос о том, кто бы хотел помочь малышам, подняли руки все дети, что говорит об эффективности беседы.
Читая детям ненецкую сказку «Кукушка» — о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от недобрых, черствых сыновей, мы спрашиваем детей: «Вам жалко сыновей? », стремясь тем самым подвести их к выводу жалости, сострадания – ведь они остались совсем одни. Стремясь воспитывать у детей заботу о тех, кто нуждается в помощи, защите, сочувствии, проводим беседы по произведениям Н. Артюховой «Трудный вечер», Е. Благининой «Посидим в тишине», А. Барто «Вовка-добрая душа» и др. Цель таких бесед – показать детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.
Мы стремимся чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.
Поэтому в своей работе мы предлагаем детям ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать»
Развивая представления детей о понятии «доброта», «сочувствие», мы используем ситуации:
1. В детском саду праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? » Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала.
2. Мама пришла с работы усталой. Дочка смотрит телевизор.
В данных ситуациях детям требовалось проявить сочувствие, способы доброжелательного поведения, найти пути решения проблемы. Ценность данной формы работы с детьми состояла в том, что она давала им возможность тренировки в доброжелательном поведении.
В формировании у дошкольников нравственных качеств особое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей. В работе с родителями в детском саду проводится анкетирование, готовятся библиотечки книг для семейного чтения. На одном из родительских собраний на тему «Воспитания у детей доброты и милосердия» педагог предложил родителям правила воспитания ребенка:
1. Люби своего ребенка!
2. Охраняй своего ребенка!
3. Будь добрым примером для него!
4. Играй со своим ребенком!
5. Трудись со своим ребенком!
6. Предоставляй ребенку возможность переживаний!
В результате систематической работы по воспитанию у детей гуманных чувств, дошкольники стали более доброжелательными по отношению друг к другу, научились прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноваты, научились считаться с желаниями и интересами других.
Это убедило нас в необходимости воспитания у детей нравственных качеств посредством различных форм и методов, в тесном сотрудничестве с родителями.