Город: Владивосток
Место работы: Школа №22
Специализация: Русский язык и литература
Должность: Учитель
Период работы: с 1992 по 2015
Характеристика: Есть в СОШ №22 Владивостока совершенно удивительный Учитель, которым школа, мы уверены, будет гордиться всегда! Мало кто после школы умеет грамотно говорить и писать, а вот её ученики не только умеют, но и по-настоящему любят язык и литературу своей Родины, великой Родины, несмотря ни на какие «перестройки» и «реформы». Она 22 года преподаёт русский язык и литературу, но главное – она самая настоящая Арина Родионовна!!! Как она рассказывает, как читает! Наш класс Ольга Петровна Афанасьева вела целых 7 лет, и мы считаем: лучше, душевней, талантливей педагога в своей жизни мы не встречали. От всей души, от всех душ наших поздравляем любимую искренне Олю Петровну с каждым Днём знаний и с каждым Днём Учителя!!! Наша классная – Классная во всех смыслах! Ну, ясно вам?! Наша Оля Петровна, влюблены поголовно мы в Вас! Целый класс. Выпускники 2010
А это – от Вашей любимой ученицы М. Саванковой: Наша Оля Петровна, Вы лечили нам души, Нам, таким непослушным... Мы все дышим неровно Только к Вам, радость наша! Я – за всех - Ваша Маша Выпуск 2010 года
Визитка
Каждый год 1 сентября во дворе владивостокской средней школы 22, как и во всех школах России, учителя и дети встречаются после лета. И вот все классные руководители окружаются и оглушаются щебетом. Соблюдается однако некоторая дистанция. И только на Ольге Петровне дети её класса – её дети! – повисают буквально гроздьями… Кто-то из зависти скажет: мол, дешёвый популизм. А вы спросите у самих детей и узнаете – это любовь и уважение, самые подлинные! Ну а насчёт «популизма» – загляните на её урок. Стоит на «камчатке» кому-то заскучать и заболтаться, ей достаточно тихонько постучать по столу торцом карандаша, и всё – тишина и внимание.
На выпускном вечере где-то лет пять назад появился фотокорреспондент какой-то газеты. Прощаясь с классом, который вела шесть лет, О.П. не выдержала официоза и разрыдалась. Корреспондент защёлкал затвором аппарата, тогда она, сидя на стуле, спрятала лицо в колени, а он, как истый папарацци, приземлился на корточки и снимал, снимал. Позднее он подарил ей это видео, которое она никому никогда не показывает.
Целый урок она как-то посвятила чтению и обсуждению рассказа современного автора «Золотистый-золотой». Горе матери – что может быть бо́льшим горем?.. Рассказ посвящён этой именно теме. Автор не стал живописать огни и громы войны (тысячи романов написаны о войне), а взял совершенно, казалось бы, незаметный на их фоне эпизод хождения по мукам обыкновенной женщины, матери. Пропал на войне сын, «в чужом плену, на чужой войне» – и она пошла. Пошла босой, израненными о камни ногами. Три месяца шла! «Пила росу с листьев и ела корешки трав».
Рассказ невелик, но набор художественных средств здесь не уступает и романным. Выбор преподавателя попал, что называется, в десятку! Сравнения, ёмкие и в то же время редкие по краткости, высокохудожественные метафоры («голубое небо неотрывно смотрело в её некогда васильковые глаза, словно пыталось насытиться из их бездонных глубин силой…»). Из космоса не увидеть даже муки миллионов, не говоря о горе одной матери. Но в литературе всегда себя оправдывала сосредоточенность именно на одном – одной жизни, одной личности, одной яркой детали. Это доказано классиками – Достоевским, ведущим репортаж изнутри, прямо из души своего героя Раскольникова, Гоголем, у которого ночью на плотине сверкнул под луной стеклянный осколок – и озарилась для нас черно-бархатная украинская ночь. И у Николая Иванова, автора рассказа, детали яркие, страшные, незабвенные: «Подняла руки – без ногтей, скрюченные от застывшей боли».
Что движет миром? Войны? Любовь? Вера? Видимо, всё вместе. Эти вопросы и обсуждали 8-классники весь урок, вспоминая и Толстого, и Симонова, и Бондарева – всё, полученное в школе за годы!.. Вера может быть сильнее самой смерти. Так неожиданно возникает тема Подвига. Не обязательно – грудью на амбразуру. Отказался снять крестик, то есть предать веру отцов, вот и всё… Принял смерть за Веру. И подвиг матери пронзил сердца воинов, казалось бы, ожесточившихся в огне и крови. Развязка рассказа тоже кратка и – потрясает: «По-о-олк! На колено!.. И оказалась вдруг она… выше красного шёлка, увитого орденскими лентами ещё за ту, прошлую, Великую Отечественную… Выше полковника и майоров… Выше гор вдруг оказалась… Выше деревьев…
И продолжал стоять на коленях полк, словно отмаливал за всю Россию… муки и страдания всего лишь одной солдатской матери».
О.П. – талантливый педагог, и это однажды оценил всероссийский журнал «Семья и школа», напечатав её статью (№3-4 2014г.), вызвавшую немало откликов.
Презентация
Педагогическая притча. Перед тем, как вести детей на прогулку, воспитательница детсада надела на детей ботинки – 32 пары, по числу детей. После того, как последний ботинок был надет, тридцать второй малыш вдруг заявил: «Это не мои ботиночки». Потеряв терпение, воспитательница сорвала с него ботинки, после чего он сказал: «Они сестрёнкины, она дала мне их поносить на сегодня».
Нетерпение – прелюдия к вспышке гнева, которая часто проявляется в злых словах. Убеждена: учитель-словесник (и – великое пожелание – родитель также, хотя бы в меру сил) должен исключить их вообще из своего лексикона. И вот, может быть, благодаря единственно этому исключению, дети однажды во время уборки кабинета, когда меня не было рядом, нарисовали на доске огромное сердце и написали: Вы – наша Большая Мама! (А я и в самом деле немаленькая). Ну и как, скажите, на них можно серчать-кричать, как можно не любить их, не жалеть?..
Урок русского языка веду, объясняю: язык – это история народа, культуры, цивилизации. Выступая в роли друга, язык явился мощным средством дальнейшего развития человека и общества. Но, к несчастью, не всегда язык является только другом. «Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет беды», — так гласит русская пословица. Действительно, язык может творить очень много горя и зла. Как сказал один испанский классик: «Язык самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова». Слова могут вводить в заблуждение, смущать, причинять боль. Или наоборот, исцелять, ободрять, помогать и учить. Между прочим, единственное односложное прилагательное в русском языке – это злой. А самые длинные существительные – человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы). Самое длинное наречие – неудовлетворительно (19 букв), пресловутый неуд. И как же не хочется его ставить в дневник и журнал! А ведь надо же порой, чтобы озадачить и нерадивого ученика, и вас, дорогие родители. Но это, мягко говоря, не приветствуется. Учёные разрабатывают умные образовательные стандарты и целые проекты по воспитанию для родителей, просчитывают школьную загрузку детей, перегрузку информацией (почему-то не заботясь о недогрузке по языку и литературе). Приучать детей к творческой мысли, следуя строго стандартам, тоже не особо получается. Вот и хочется по всему поэтому обратиться напрямую к родителям. Допустим, так:
Если исчезнут Арины Родионовны, не будет и Пушкиных! Родители, дорогие (небедные), – ради будущего, своего и страны, ради Ваших любимых (разве ж не так?) детей – будьте так добры, пожертвуйте хлопотами о комфорте, коттеджах, саунах… ну а Вы, не менее дорогие (небогатые), очень Вас прошу, пожалуйста, выкраивайте время, пусть по крохам, для того, чтобы Ваше дитя не только любило, но и уважало Вас. И в Вашем лице всех старших… И да помогут Вам в этом и Ваш родительский талант, и материнский капитал, и всевозможная иная отеческая забота государства, и сам Бог!
С уважением – учитель русского языка и литературы СШ №22 Владивостока, преподавательский стаж – 22 года, Ольга Петровна Афанасьева.
От имени родителей учащихся СШ 22 — 23 голоса за Ольгу Петровну Афанасьеву!